Пояснительная записка
Дополнительная программа разработана на основе федеральных стандартов спортивной подготовки по виду спорта русская лапта, Приказ Министерства спорта Р.Ф от 30 августа 2013 г. №680 О б утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта « русская лаптал», Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации.
Программа служит основным документом для эффективного построения подготовки лаптистов на базе ДЮСШ, а также для содействия решения задач физической культуры у детей школьного возраста и юношеского возраста. Программа рассчитана на детей 9- 17 лет, сроком реализации 1год.
В данной программе представлена система тренировочных заданий по физической, технической, тактической и интегральной подготовке, позволяющей эффективно решать различные задачи в соответствующих категориях учебных групп.
Предмет изучения обучающей программы «Русская-лапта» – история развития национальной игры «Русская лапта», ее содержание, правила, техника и тактика. Техника и тактика игры базируются на естественных и элементарных движениях человека, доступных овладению детьми, а переменный характер физических нагрузок не вызывает чрезмерного утомления и отрицательных эмоций. В мини-лапте исключены контакты игроков, снижена психическая напряженность и агрессивность.
При разработке учебной программы ставились следующие задачи: развивающие: на основе культурных традиций и известных разновидностей игры в лапту разработать спортивный вариант игры для детей и подростков; адаптировать технологии спортивной подготовки к потребностям и условиям физического воспитания школьников; формировать мотивационные механизмы ценностного отношения к исконным национальным традициям воспитания и поддержания здоровья подрастающего поколения; образовательные: формировать двигательные умения и навыки детей и подростков средствами народной игры; комплексное воздействовать на развитие основных физических качеств учеников; воспитательная: воспитывать положительные психологические качества личности.
Цель программы – возрождение народной подвижной игры «Лапта» и распространение игрового опыта прошлых поколений. Учебное содержание каждого из разделов изложено для всех групп без разделения по годам обучения. Спортивные правила игры для взрослых адаптированы для учащихся детского и подросткового возраста. Учебная программа по мини-лапте разработана на основе содержания национальной игры «Русская лапта» для учащихся 8–17 лет общеобразовательных школ, занимающихся в спортивных кружках или секциях детско-юношеских спортивных школ и детско-юношеских клубов спортивной подготовки. Ожидаемые результаты: участие детских команд в спортивных соревнованиях по мини-лапте школьного, городского, районного, регионального и федерального масштабов. тематический план тренировочных занятий юных в спортивно-оздоровительной группах (в часах)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание работы с юными спортсменами по русской лапте на спортивно- оздоровительном этапе подготовки определяется тремя факторами: спецификой игры, модельными характеристиками для квалифицированных игроков, возрастными особенностями.
Направленность тренировочного процесса на этапах многолетней подготовки юных спортсменов определяется с учетом сенситивных (благоприятных) периодов развития физических качеств.
Вместе с тем необходимо уделять внимание воспитанию тех физических качеств, которые в данном возрасте активно не развиваются. Особенно важно соблюдать соразмерность в развитии общей выносливости, скоростных способностей и силы, т. е. тех качеств, в основе которых лежат разные физиологические механизмы.
В программе для каждой категории занимающихся поставлены задачи, определены допустимые объемы тренировочных нагрузок по основным средствам, предложены варианты подготовки учащихся с учетом возрастных особенностей и уровня физической и функциональной подготовленности.
В учебном плане отражены основные задачи и направленность работы по этапам многолетней подготовки игроков в лапту.
Распределение времени в учебном плане на основные разделы тренировки по годам обучения осуществляется в соответствии с конкретными задачами многолетней подготовки.
На каждом этапе поставлены задачи с учетом возраста занимающихся и их возможностей, требований подготовки игроков в лапту высокого класса для команд высших разрядов.
Программный материал для практических занятий
Программный материал на этапах начальной подготовки и учебно-тренировочном должен быть представлен в виде тренировочных заданий, сгруппированных в отдельные блоки по принципу их преимущественной направленности.
Преимущественная направленность тренировочного процесса по годам обучения определяется с учетом задач, принципов и содержания работы в процессе многолетней подготовки юных игроков в лапту.
При составлении блоков тренировочных заданий на этапе начальной подготовки следует особенно широко использовать игровой метод, подвижные игры, круговую тренировку эстафеты и упражнения из различных видов спорта. Большое внимание придается развитию скоростных качеств, быстроты ответных действий, ловкости, координации, выносливости. При этом надо учитывать, как эти качества трансформируются в тактические действия и приемы игры. Целесообразно развивать скоростные качества в упражнениях с битой и мячом.
На этапе начальной подготовки в 1-й и 2-й годы обучения периодизации годичного цикла в общепринятом понимании нет, однако в период, предшествующий проведению соревнований, осуществляется работа по подготовке к участию в соревнованиях, а во время участия приобретается необходимый соревновательный опыт.
На учебно-тренировочном этапе с 3-го года обучения по 4-й вводится периодизация годичного цикла по вопросам технико-тактической и физической подготовок. Программный материал должен быть распределен так, чтобы на период соревнований приходились задачи совершенствования освоенного технико-тактического арсенала применения приемов в условиях соревнований.
Важно последовательно и целенаправленно формировать устойчивую взаимосвязь между различными сторонами подготовленности (физической и технической, физической и тактической, технической и психологической и др.).
В конечном счете при построении тренировочных заданий необходимо ориентироваться на структуру соревновательной деятельности и факторы, определяющие ее эффективность в лапте. Поэтому продолжительность упражнений, игровых заданий, фрагментов игры, особенности и характер повторений, содержание упражнений должны в той, или иной мере соответствовать пространственно-временным и количественно-качественным параметрам действий игроков в защите и нападении двух соперничающих команд.
Чем ближе соревнования, тем больше должно быть соответствие тренировочных заданий структуре игрового соревновательного противоборства по расположению игроков в защите (по зонам), нападении (очередность) и их тактическому взаимодействию в рамках отдельных поединков.
Тренировки на этапе спортивного совершенствования приобретают все более индивидуализированный характер. Построение годичных циклов носит ярко выраженный характер целенаправленной подготовки к соревнованиям, максимальной реализации в соревнованиях потенциала, приобретенного в процессе тренировочной деятельности.
Непременным и обязательным условием подготовки самостоятельных, ответственных, психически устойчивых и волевых игроков в лапту является постоянное повышение надежности навыков игры в условиях спада в соревновательных упражнениях с преимущественным развитием выносливости через напряженную творческую деятельность в поисках правильных и точных решений самих игроков при направляющей роли тренера.
Этап начальной подготовки
Основной принцип построения учебно-тренировочной работы на этапе начальной подготовки — универсальность в постановке задач, выборе средств и методов по отношению ко всем занимающимся, соблюдение требований индивидуального подхода и глубокого изучения особенностей каждого занимающегося. Основная тенденция программы — обучающая. Необходимо создать предпосылки для успешного изучения юными спортсменами широкого арсенала технических средств, достижения высокого уровня специальной физической подготовленности на последующих этапах многолетнего тренировочного процесса.
Конкретные задачи и преимущественная направленность тренировки:
— укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию;
— привитие интереса к занятиям по русской лапте;
— приобретение разносторонней физической подготовленности на основе комплексных упражнений из различных видов спорта, подвижных и спортивных игр;
— укрепление опорно-двигательного аппарата;
— развитие быстроты, ловкости, гибкости;
— овладение основами техники перемещения, передачи и ловли мяча, ударов битой по мячу;
— начальное обучение тактическим действиям;
— приучение к игровой обстановке.
Построение семидневных циклов и тренировочных занятий .
За основу планирования на этапе начальной подготовки взят семидневный цикл. При этом он не обязательно должен совпадать с циклом недели «понедельник — воскресенье». Основные построения в таком микроцикле: в первые два года тренировочные дни чередуются с днями активного отдыха, а далее — два тренировочных дня и два дня отдыха. Существенное значение приобретает распределение вида подготовки по семидневным циклам, на основании чего затем осуществляется поурочное распределение материала.
Эффективность подготовки юных игроков в лапту во многом зависит от тренировочных занятий, их структуры, выбора средств, методов и т. д. По направленности практические занятия делятся на однонаправленные, комбинированные, целостно-игровые, контрольные. В основе разделения занятий по видам лежит связь их содержания с характером соревновательной деятельности игроков в лапту.
Однонаправленные занятия посвящены одному из видов подготовки: технической, физической, тактической. Комбинированные занятия включают материал из двух-трех видов в различных сочетаниях (физическая и техническая, техническая и тактическая, материал трех этих видов подготовки в одном занятии). Игровые занятия строят, опираясь на взаимосвязь сторон подготовки игрока в лапту и используя метод сопряженных воздействий фрагментов игры, двухсторонней игры по правилам мини-лапты и по упрощенным правилам.
Приведем примерное содержание тренировочных занятий на этапе начальной подготовки.
Занятие 1
Однонаправленное, по физической подготовке (1-й год обучения).
Задачи:
- Развитие скоростных качеств.
- Развитие скоростно-силовых качеств.
Инвентарь: набивные, футбольные, теннисные мячи.
Продолжительность — 90 мин.
Подготовительная часть — 20 мин.
- Организационные вопросы — 2 мин.
- Ходьба обычная, круговые движения прямыми и согнутыми руками, рывковые движения, сжимание пальцев в кулак (2 мин).
- В различных исходных положениях (на месте и в движении) движения плечами вверх-вниз, вперед-назад, круговые движения плечами (2 мин).
- Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах и круговые движения кистями. Сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх в сочетании с различными перемещениями: ходьба, бег, скрестные шаги (2 мин).
- Быстрое передвижение на согнутых ногах, в приседе, прыжки в приседе с продвижением вперед (2 мин).
- Бег вдоль границ площадки. По сигналу последний в колонне спортсмен делает ускорение и, обогнав колонну, бежит впереди. Затем обгон начинает следующий и т. д. (2 мин).
- Стоя на одной ноге, другая впереди, сгибание и разгибание стопы, круговые движения стопой наружу и внутрь. То же с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук и круговыми движениями рук (2 мин).
- В положении стойки на лопатках разнонаправленные движения прямыми ногами вперед, назад; одновременное и поочередное сгибание ног (2 мин).
- Подскоки на двух ногах: ноги вместе, врозь, правая впереди, левая впереди и т. д. (2 мин).
Основная часть — 65 мин.
- Развитие скоростных качеств.
- По зрительному сигналу бег 10-15 м из различных исходных положений: стоя, сидя — лицом и спиной к стартовой линии, лежа — головой и ногами к стартовой линии (8 мин).
- Бег с максимальной скоростью, обегая стойки, набивные мячи и т. п. (4 мин).
- Челночный бег 20-30 м, отрезки 5-10 м, 3-4 серии (8 мин).
- То же с двумя набивными мячами (2 кг) в руках, 2 серии (4 мин).
- Игра «День и ночь». Две команды (одна «День», другая «Ночь»)
выстраиваются в две шеренги у линии кона (дома) на расстоянии 2-3 м одна от другой. Тренер называет одну или другую команду, игроки названной команды стараются догнать и осалить игроков другой команды, которые убегают за контрольную линию. Игра усложняется тем, что сигналы подают зрительные, противники стоят друг к другу спиной, сидят, лежат и т. п. Подсчитывается количество осаленных игроков (6 мин).
- Игра «Вызовов». Две команды стоят в шеренгах лицом друг к другу на расстоянии 12-15 м. Игрок одной команды направляется к команде противника, игроки которой вытягивают вперед одну руку. Вызывающий три раза касается ладоней противника, после третьего касания убегает, а «вызванный» игрок стремится его догнать. Если догнал, вызывающий идет к нему в «плен», если не догнал — сам идет в «плен». Команда продолжает вызывать противников до тех пор, пока ее игрок не попадет в «плен». Если игрок, имеющий «пленного», сам попадает в «плен», его «пленный» освобождается и снова принимает участие в игре. Побеждает команда, имеющая большее число «пленных» (за определенное время) или взявшая в «плен» всю команду противника (8 мин).
- Развитие скоростно-силовых качеств.
- В парах броски набивного мяча (1 кг) двумя руками от груди снизу (справа, слева), из-за головы, из положения наклона вперед бросок назад через голову на дальность, соревнования (8 мин).
- Прыжки в длину с места, соревнование «Кто дальше?» (6 мин).
- Многократные прыжки в длину с места (2 мин).
- Многоскоки на правой, левой ноге (2 мин).
- Многократные прыжки попеременно на правой и левой ноге -далеко-высокие (2 мин).
- Игра «Катающаяся мишень». Занимающихся делят на две команды, которые располагаются за линиями в 2 м от лицевых линий. В центре устанавливается футбольный мяч, в руках играющих теннисные мячи. По сигналу тренера игроки обеих команд, бросая теннисные мячи, стараются закатить футбольный мяч на сторону противника за контрольную отметку (очко). Разыгрывается 5-10 очков (7 мин).
Заключительная часть — 5 мин.
Ходьба спокойная, упражнения на дыхание. Подведение итогов занятия.
Занятие 2
Комбинированное, по технической и тактической подготовке (2-й год обучения).
Задачи:
- Совершенствование навыков ловли мяча одной и двумя руками в сочетании с выполнением передачи мяча.
- Обучение ударам битой по мячу способом сбоку.
III. Обучение индивидуальным тактическим действиям в защите. Инвентарь: набивные и теннисные мячи, плоские и круглые биты.
Продолжительность — 90 мин.
Подготовительная часть — 25 мин.
- Организационные вопросы — 2 мин.
- Ходьба обычная по кругу, в колонне, на носках, пятках, в полуприседе, в приседе (2 мин).
- Бег вдоль границ площадки (6 мин).
- Упражнения с набивными мячами: броски и ловля одной и двумя руками, стоя на месте и в прыжке (6 мин).
- Прыжки на одной и обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед (3 мин).
- Игра «Лови мяч». Две-три команды выстраиваются в колонну по одному на расстоянии от колонн начерчены круги. По сигналу первые игроки команд с набивным мячом бегут в круг, поворачиваются к колонне и бросают мяч вторым игрокам, а сами бегут в колонну и т. д. Побеждает команда, раньше закончившая упражнение; первый игрок, поймав мяч от последнего, поднимает его вверх (6 мин).
Основная часть — 60 мин.
- Совершенствование навыков ловли мяча одной, двумя руками и выполнение передач мяча.
- В парах на расстоянии 8-10 м друг от друга. Один игрок набрасывает мяч по средней или высокой траектории на голову партнеру, другой, смещаясь на мяч, ловит его и выполняет набрасывание в обратном направлении (4 мин).
- В парах. Первый бросает мяч с достаточной силой из-за плеча, другой ловит и выполняет бросок в обратном направлении, поочередно направляя мяч выше головы, в грудь и в ноги (4 мин).
- В парах. Ловля мяча одной рукой поочередно правой и левой. Какой рукой игрок поймал мяч, той и делает передачу. Расстояние 8-10 м (4 мин).
- То же на расстоянии 15-20 м (4 мин).
- Построение во встречных колоннах по 4-6 человек. Передачи на месте со сменой мест. После передачи ученики могут перемещаться в конец своей колонны, в конец встречной колонны, обегать встречную колонну и возвращаться в конец своей колонны (6 мин).
- Построение во встречных колоннах по 4-6 человек. Передача на месте на быстроту, сочетать передачи с перемещениями на скорость (4 мин).
- Обучение ударам битой по мячу способом «сбоку».
- Имитация удара способом «сбоку» в медленном темпе, производя имитацию ударов на низком, среднем и высоком уровнях (3 мин).
- Удары по мячу способом «сбоку» плоской битой (3 мин).
- То же, только круглой битой по подвешенному на высоту 1-1,5 м мячу (4 мин).
- Удары по мячу способом сбоку, подброшенному партнером на высоту 1,5 — 2 м (6 мин).
- То же, только задавая достаточно высокую траекторию полету мяча, среднюю траекторию и низкую (6 мин).
III. Обучение индивидуальным тактическим действиям в защите.
- В парах на расстоянии 18-20 м. Один партнер с мячом располагается спиной к игроку. По сигналу игрок без мяча бежит к партнеру или от него. По второму сигналу стоящий спиной разворачивается и выполняет точную передачу партнеру. Игрок, поймавший мяч, по сигналу выполняет аналогичное задание. Способы передачи постоянно меняются в зависимости от расстояния (4 мин).
- Построение в колонну по одному. На расстоянии 15 м находится игрок. Направляющий в колонне выполняет передачу игроку и бежит к нему навстречу. Игрок возвращает мяч направляющему, который убегает в конец колонны. Потом следующий из колонны выбегает и т. д. Способы передачи в зависимости от ситуации меняются (4 мин).
- Построения в кругах по 5-7 человек, у всех в руках мячи. В центре круга один игрок. По сигналу игроки с мячами по очереди бросают в центр круга мячи. Игрок, стоящий в центре круга, поворачивается к бросающему мяч и старается поймать его любым способом (двумя руками или одной) (4 мин).
Заключительная часть — 5 мин.
Упражнение на внимание. Подведение итогов.
По своему характеру, средствам, методам и организации занятий тренировки на этом этапе характеризуются изучением базовых структур в системе подготовки юного спортсмена.
Обучающая направленность программы исходит из необходимости уже на этом этапе в возрастных группах добиться прочного овладения занимающимися основами техники и тактики игры, достаточно высокого уровня развития физических качеств и способностей, что позволит в дальнейшем в специализированной подготовке достичь высокого уровня индивидуального мастерства и успешно реализовать его в соревнованиях.
В связи с этим, основной показатель работы спортивных школ -выполнение в конце каждого года программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественно-качественных показателях технической, тактической, физической, интегральной, теоретической подготовленности, физического развития.
Построение микроциклов
Микроциклы — ряд тренировочных занятий, составляющих относительно законченный повторяющийся фрагмент тренировочного процесса. Минимальное число тренировочных занятий в микроцикле — два. Микроциклы составляют основную структурную единицу учебно-тренировочного процесса.
На данном этапе преимущественно используют семидневные циклы с построением (2:1)+(2:2) — два тренировочных дня и день отдыха, потом два тренировочных дня и два дня отдыха; (2:1)+(1:1)+(1:1); (2:1)+(3:1) и 6:1.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
Тщательное программирование процесса многолетней подготовки дает необходимый эффект только при наличии столь же тщательной системы контроля за ходом подготовки.
После окончания этапа начальной подготовки делаются заключения относительно перспективности в русской лапте занимающихся, прошедших начальный курс, их возможностей с точки зрения овладения в совершенстве техникой и тактикой игры в русскую лапту на последующем этапе.
После окончания учебно-тренировочного этапа на основании результатов выпускных требований судят о потенциальных возможностях занимающихся в овладении высоким уровнем спортивного мастерства в русской лапте и соответствии уровней их подготовленности требованиям этапа спортивного совершенствования.
По окончании этапа спортивного совершенствования игрок в лапту должен отвечать требованиям, предъявляемым к спортсменам в командах высших разрядов.
По окончании каждого года обучения в пределах каждого этапа (категории учебных групп) нормативы такие, чтобы по их выполнению можно было судить о возможности каждого занимающегося освоить программный материал последующего года обучения.
Приемные требования на учебно-тренировочном этапе выше выпускных требований, чем на этапе начальной подготовки, а приемные требования на этапе спортивного совершенствования выше выпускных требований учебно-тренировочного этапа.
ЛИТЕРАТУРА
- Русская лапта: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы спортивного совершенствования), школ высшего спортивного мастерства. — М.: Советский спорт, 2004. — 80 с.
- Валиахметов Р.М., «Лапта. Учебное пособие». Уфа, БГПИ, 1997.
- Валиахметов Р.М., Костарев А.Ю., Гусев Л.Г., «Лапта. Учебное пособие». Сибайский институт БГУ, 1999.
- Костарев А.Ю., Гусев Л.Г., Щемелинин В.И., «Лапта. Техническая и тактическая подготовка игроков». Уфа, 1996.
Учебный план
для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья юных игроков.
Задачи спортивно-оздоровительного этапа.
- Привлечение максимально возможного количества детей и подростков к систематическим занятиям.
- Утверждение здорового образа жизни.
- Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.
- Овладение основами русской лапты.
- Начальная специализация. Определение игрового амплуа.
- Овладение основами тактики командных действий.
- Воспитание навыков соревновательной деятельности по русской лапте.
Примерный учебный план учебно-тренировочных занятий.
виды подготовки |
спортивно-оздорови-тельный
|
|
весь период обучения | ||
Теоретическая | 10 | |
Общая физическая | 50 | |
Специальная физическая | 30 | |
Техническая | 50 | |
Тактическая | 40 | |
Игровая | 60 | |
Контрольные и календарные игры | 10 | |
Восстановительные мероприятия | 6 | |
Инструкторская и судейская практика | — | |
Контрольные испытания | 6 | |
Всего часов | 252 |