Рабочая программа СОГ Анкудинова

Пояснительная записка

  Дополнительная программа разработана на основе федеральных стандартов спортивной подготовки по виду спорта русская лапта, Приказ Министерства спорта Р.Ф от 30 августа 2013 г. №680 О б утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта « русская лаптал», Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации.

Программа служит основным документом для эффективного построения  подготовки лаптистов на базе ДЮСШ, а также для содействия решения задач физической культуры у детей школьного возраста и юношеского возраста. Программа рассчитана на детей 9- 17 лет, сроком реализации 1год.

В данной программе представлена система тренировочных заданий по физической, технической, тактической и интегральной подготовке, позволяющей эффективно решать различные задачи в соответствующих категориях учебных групп.

Предмет изучения обучающей программы «Русская-лапта» – история развития национальной игры «Русская лапта», ее содержание, правила, техника и тактика. Техника и тактика игры базируются на естественных и элементарных движениях человека, доступных овладению детьми, а переменный характер физических нагрузок не вызывает чрезмерного утомления и отрицательных эмоций. В мини-лапте исключены контакты игроков, снижена психическая напряженность и агрессивность.

 При разработке учебной программы ставились следующие задачи: развивающие: на основе культурных традиций и известных разновидностей игры в лапту разработать спортивный вариант игры для детей и подростков; адаптировать технологии спортивной подготовки к потребностям и условиям физического воспитания школьников; формировать мотивационные механизмы ценностного отношения к исконным национальным традициям воспитания и поддержания здоровья подрастающего поколения; образовательные: формировать двигательные умения и навыки детей и подростков средствами народной игры; комплексное воздействовать на развитие основных физических качеств учеников; воспитательная: воспитывать положительные психологические качества личности.

 Цель программы – возрождение народной подвижной игры «Лапта» и распространение игрового опыта прошлых поколений. Учебное содержание каждого из разделов изложено для всех групп без разделения по годам обучения. Спортивные правила игры для взрослых адаптированы для учащихся детского и подросткового возраста. Учебная программа по мини-лапте разработана на основе содержания национальной игры «Русская лапта» для учащихся 8–17 лет общеобразовательных школ, занимающихся в спортивных кружках или секциях детско-юношеских спортивных школ и детско-юношеских клубов спортивной подготовки. Ожидаемые результаты: участие детских команд в спортивных соревнованиях по мини-лапте школьного, городского, районного, регионального и федерального масштабов. тематический план тренировочных занятий юных в спортивно-оздоровительной группах (в часах) 

                      СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание работы с юными спортсменами по русской лапте на спортивно- оздоровительном этапе подготовки определяется тремя факторами: спецификой игры, модельными характеристиками для квалифицированных игро­ков, возрастными особенностями.

Направленность тренировочного процесса на этапах многолетней подготовки юных спортсменов определяется с учетом сенситивных (благоприятных) периодов развития физических качеств.

Вместе с тем необходимо уделять внимание воспитанию тех физи­ческих качеств, которые в данном возрасте активно не развиваются. Особенно важно соблюдать соразмерность в развитии общей выносливости, скоростных способностей и силы, т. е. тех качеств, в основе которых лежат разные физиологические механизмы.

В программе для каждой категории занимающихся поставлены задачи, определены допустимые объемы тренировочных нагрузок по основным средствам, предложены варианты подготовки учащихся с учетом возрастных особенностей и уровня физической и функцио­нальной подготовленности.

В учебном плане отражены основные задачи и направленность работы по этапам многолетней подготовки игроков в лапту.

Распределение времени в учебном плане на основные разделы тре­нировки по годам обучения осуществляется в соответствии с конкретными задачами многолетней подготовки.

На каждом этапе поставлены задачи с учетом возраста занимаю­щихся и их возможностей, требований подготовки игроков в лапту высокого класса для команд высших разрядов. 

Программный материал для практических занятий

Программный материал на этапах начальной подготовки и учеб­но-тренировочном должен быть представлен в виде тренировочных заданий, сгруппированных в отдельные блоки по принципу их пре­имущественной направленности.

Преимущественная направленность тренировочного процесса по годам обучения определяется с учетом задач, принципов и содержания работы в процессе многолетней подготовки юных игроков в лапту.

При составлении блоков тренировочных заданий на этапе началь­ной подготовки следует особенно широко использовать игровой ме­тод, подвижные игры, круговую тренировку эстафеты и упражнения из различных видов спорта. Большое внимание придается развитию ско­ростных качеств, быстроты ответных действий, ловкости, координа­ции, выносливости. При этом надо учитывать, как эти качества транс­формируются в тактические действия и приемы игры. Целесообразно развивать скоростные качества в упражнениях с битой и мячом.

На этапе начальной подготовки в 1-й и 2-й годы обучения перио­дизации годичного цикла в общепринятом понимании нет, однако в период, предшествующий проведению соревнований, осуществля­ется работа по подготовке к участию в соревнованиях, а во время уча­стия приобретается необходимый соревновательный опыт.

На учебно-тренировочном этапе с 3-го года обучения по 4-й вво­дится периодизация годичного цикла по вопросам технико-тактичес­кой и физической подготовок. Программный материал должен быть распределен так, чтобы на период соревнований приходились задачи совершенствования освоенного технико-тактического арсенала при­менения приемов в условиях соревнований.

Важно последовательно и целенаправленно формировать устой­чивую взаимосвязь между различными сторонами подготовленности (физической и технической, физической и тактической, технической и психологической и др.).

В конечном счете при построении тренировочных заданий не­обходимо ориентироваться на структуру соревновательной дея­тельности и факторы, определяющие ее эффективность в лапте. Поэтому продолжительность упражнений, игровых заданий, фраг­ментов игры, особенности и характер повторений, содержание уп­ражнений должны в той, или иной мере соответствовать простран­ственно-временным и количественно-качественным параметрам действий игроков в защите и нападении двух соперничающих команд.

Чем ближе соревнования, тем больше должно быть соответствие тренировочных заданий структуре игрового соревновательного про­тивоборства по расположению игроков в защите (по зонам), нападе­нии (очередность) и их тактическому взаимодействию в рамках от­дельных поединков.

Тренировки на этапе спортивного совершенствования приобрета­ют все более индивидуализированный характер. Построение годич­ных циклов носит ярко выраженный характер целенаправленной подготовки к соревнованиям, максимальной реализации в соревнова­ниях потенциала, приобретенного в процессе тренировочной деятель­ности.

Непременным и обязательным условием подготовки самостоятель­ных, ответственных, психически устойчивых и волевых игроков в лап­ту является постоянное повышение надежности навыков игры в усло­виях спада в соревновательных упражнениях с преимущественным развитием выносливости через напряженную творческую деятельность в поисках правильных и точных решений самих игроков при направ­ляющей роли тренера.

Этап начальной подготовки

Основной принцип построения учебно-тренировочной работы на этапе начальной подготовки — универсальность в постановке задач, выборе средств и методов по отношению ко всем занимающимся, со­блюдение требований индивидуального подхода и глубокого изуче­ния особенностей каждого занимающегося. Основная тенденция прог­раммы — обучающая. Необходимо создать предпосылки для успеш­ного изучения юными спортсменами широкого арсенала технических средств, достижения высокого уровня специальной физической под­готовленности на последующих этапах многолетнего тренировочно­го процесса.

Конкретные задачи и преимущественная направленность тре­нировки:

— укрепление здоровья и содействие правильному физическому раз­витию;

— привитие интереса к занятиям по русской лапте;

— приобретение разносторонней физической подготовленности на основе комплексных упражнений из различных видов спорта, подвиж­ных и спортивных игр;

— укрепление опорно-двигательного аппарата;

— развитие быстроты, ловкости, гибкости;

—  овладение основами техники перемещения, передачи и ловли мяча, ударов битой по мячу;

— начальное обучение тактическим действиям;

— приучение к игровой обстановке.

Построение семидневных циклов и тренировочных занятий .

За основу планирования на этапе начальной подготовки взят се­мидневный цикл. При этом он не обязательно должен совпадать с цик­лом недели «понедельник — воскресенье». Основные построения в та­ком микроцикле: в первые два года тренировочные дни чередуются с днями активного отдыха, а далее — два тренировочных дня и два дня отдыха. Существенное значение приобретает распределение вида под­готовки по семидневным циклам, на основании чего затем осуществ­ляется поурочное распределение материала.

Эффективность подготовки юных игроков в лапту во многом зависит от тренировочных занятий, их структуры, выбора средств, методов и т. д. По направленности практические занятия делятся на однонаправленные, комбинированные, целостно-игровые, конт­рольные. В основе разделения занятий по видам лежит связь их со­держания с характером соревновательной деятельности игроков в лапту.

Однонаправленные занятия посвящены одному из видов подготов­ки: технической, физической, тактической. Комбинированные заня­тия включают материал из двух-трех видов в различных сочетаниях (физическая и техническая, техническая и тактическая, материал трех этих видов подготовки в одном занятии). Игровые занятия строят, опираясь на взаимосвязь сторон подготовки игрока в лапту и исполь­зуя метод сопряженных воздействий фрагментов игры, двухсторон­ней игры по правилам мини-лапты и по упрощенным правилам.

Приведем примерное содержание тренировочных занятий на эта­пе начальной подготовки.

Занятие 1

Однонаправленное, по физической подготовке (1-й год обучения).

Задачи:

  1. Развитие скоростных качеств.
  2. Развитие скоростно-силовых качеств.

Инвентарь: набивные, футбольные, теннисные мячи.

Продолжительность — 90 мин.

Подготовительная часть — 20 мин.

  1. Организационные вопросы — 2 мин.
  2. Ходьба обычная, круговые движения прямыми и согнутыми ру­ками, рывковые движения, сжимание пальцев в кулак (2 мин).
  3. В различных исходных положениях (на месте и в движении) дви­жения плечами вверх-вниз, вперед-назад, круговые движения плеча­ми (2 мин).
  4. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах и круго­вые движения кистями. Сжимание и разжимание пальцев рук в поло­жении руки вперед, в стороны, вверх в сочетании с различными пере­мещениями: ходьба, бег, скрестные шаги (2 мин).
  5. Быстрое передвижение на согнутых ногах, в приседе, прыжки в приседе с продвижением вперед (2 мин).
  6. Бег вдоль границ площадки. По сигналу последний в колонне спортсмен делает ускорение и, обогнав колонну, бежит впереди. За­тем обгон начинает следующий и т. д. (2 мин).
  7. Стоя на одной ноге, другая впереди, сгибание и разгибание сто­пы, круговые движения стопой наружу и внутрь. То же с одновремен­ным сжиманием и разжиманием пальцев рук и круговыми движения­ми рук (2 мин).
  8. В положении стойки на лопатках разнонаправленные движения прямыми ногами вперед, назад; одновременное и поочередное сгиба­ние ног (2 мин).
  9. Подскоки на двух ногах: ноги вместе, врозь, правая впереди, левая впереди и т. д. (2 мин).

Основная часть — 65 мин.

  1. Развитие скоростных качеств.
  2. По зрительному сигналу бег 10-15 м из различных исходных по­ложений: стоя, сидя — лицом и спиной к стартовой линии, лежа — го­ловой и ногами к стартовой линии (8 мин).
  3. Бег с максимальной скоростью, обегая стойки, набивные мячи и т. п. (4 мин).
  4. Челночный бег 20-30 м, отрезки 5-10 м, 3-4 серии (8 мин).
  5. То же с двумя набивными мячами (2 кг) в руках, 2 серии (4 мин).
  6. Игра «День и ночь». Две команды (одна «День», другая «Ночь»)

выстраиваются в две шеренги у линии кона (дома) на расстоянии 2-3 м одна от другой. Тренер называет одну или другую команду, игроки названной команды стараются догнать и осалить игроков другой ко­манды, которые убегают за контрольную линию. Игра усложняется тем, что сигналы подают зрительные, противники стоят друг к другу спиной, сидят, лежат и т. п. Подсчитывается количество осаленных игроков (6 мин).

  1. Игра «Вызовов». Две команды стоят в шеренгах лицом друг к дру­гу на расстоянии 12-15 м. Игрок одной команды направляется к коман­де противника, игроки которой вытягивают вперед одну руку. Вызыва­ющий три раза касается ладоней противника, после третьего касания убегает, а «вызванный» игрок стремится его догнать. Если догнал, вы­зывающий идет к нему в «плен», если не догнал — сам идет в «плен». Ко­манда продолжает вызывать противников до тех пор, пока ее игрок не попадет в «плен». Если игрок, имеющий «пленного», сам попадает в «плен», его «пленный» освобождается и снова принимает участие в игре. Побеждает команда, имеющая большее число «пленных» (за определен­ное время) или взявшая в «плен» всю команду противника (8 мин).
  2. Развитие скоростно-силовых качеств.
  3. В парах броски набивного мяча (1 кг) двумя руками от груди снизу (справа, слева), из-за головы, из положения наклона вперед бро­сок назад через голову на дальность, соревнования (8 мин).
  4. Прыжки в длину с места, соревнование «Кто дальше?» (6 мин).
  5. Многократные прыжки в длину с места (2 мин).
  6. Многоскоки на правой, левой ноге (2 мин).
  7. Многократные прыжки попеременно на правой и левой ноге -далеко-высокие (2 мин).
  8. Игра «Катающаяся мишень». Занимающихся делят на две коман­ды, которые располагаются за линиями в 2 м от лицевых линий. В цен­тре устанавливается футбольный мяч, в руках играющих теннисные мячи. По сигналу тренера игроки обеих команд, бросая теннисные мячи, стараются закатить футбольный мяч на сторону противника за конт­рольную отметку (очко). Разыгрывается 5-10 очков (7 мин).

Заключительная часть — 5 мин.

Ходьба спокойная, упражнения на дыхание. Подведение итогов занятия.

Занятие 2

Комбинированное, по технической и тактической под­готовке (2-й год обучения).

Задачи:

  1. Совершенствование навыков ловли мяча одной и двумя руками в сочетании с выполнением передачи мяча.
  2. Обучение ударам битой по мячу способом сбоку.

III. Обучение индивидуальным тактическим действиям в защите. Инвентарь: набивные и теннисные мячи, плоские и круглые биты.

Продолжительность — 90 мин.

Подготовительная часть — 25 мин.

  1. Организационные вопросы — 2 мин.
  2. Ходьба обычная по кругу, в колонне, на носках, пятках, в полу­приседе, в приседе (2 мин).
  3. Бег вдоль границ площадки (6 мин).
  4. Упражнения с набивными мячами: броски и ловля одной и дву­мя руками, стоя на месте и в прыжке (6 мин).
  5. Прыжки на одной и обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед (3 мин).
  6. Игра «Лови мяч». Две-три команды выстраиваются в колонну по одному на расстоянии от колонн начерчены круги. По сигналу первые игроки команд с набивным мячом бегут в круг, поворачива­ются к колонне и бросают мяч вторым игрокам, а сами бегут в ко­лонну и т. д. Побеждает команда, раньше закончившая упражнение; первый игрок, поймав мяч от последнего, поднимает его вверх (6 мин).

Основная часть — 60 мин.

  1. Совершенствование навыков ловли мяча одной, двумя руками и выполнение передач мяча.
  2. В парах на расстоянии 8-10 м друг от друга. Один игрок набра­сывает мяч по средней или высокой траектории на голову партнеру, другой, смещаясь на мяч, ловит его и выполняет набрасывание в об­ратном направлении (4 мин).
  3. В парах. Первый бросает мяч с достаточной силой из-за плеча, другой ловит и выполняет бросок в обратном направлении, пооче­редно направляя мяч выше головы, в грудь и в ноги (4 мин).
  4. В парах. Ловля мяча одной рукой поочередно правой и левой. Какой рукой игрок поймал мяч, той и делает передачу. Расстояние 8-10 м (4 мин).
  5. То же на расстоянии 15-20 м (4 мин).
  6. Построение во встречных колоннах по 4-6 человек. Переда­чи на месте со сменой мест. После передачи ученики могут пе­ремещаться в конец своей колонны, в конец встречной колонны, обегать встречную колонну и возвращаться в конец своей ко­лонны (6 мин).
  7. Построение во встречных колоннах по 4-6 человек. Передача на месте на быстроту, сочетать передачи с перемещениями на скорость (4 мин).
  8. Обучение ударам битой по мячу способом «сбоку».
  9. Имитация удара способом «сбоку» в медленном темпе, произво­дя имитацию ударов на низком, среднем и высоком уровнях (3 мин).
  10. Удары по мячу способом «сбоку» плоской битой (3 мин).
  11. То же, только круглой битой по подвешенному на высоту 1-1,5 м мячу (4 мин).
  12. Удары по мячу способом сбоку, подброшенному партнером на высоту 1,5 — 2 м (6 мин).
  13. То же, только задавая достаточно высокую траекторию полету мяча, среднюю траекторию и низкую (6 мин).

III. Обучение индивидуальным тактическим действиям в защите.

  1. В парах на расстоянии 18-20 м. Один партнер с мячом распола­гается спиной к игроку. По сигналу игрок без мяча бежит к партнеру или от него. По второму сигналу стоящий спиной разворачивается и выполняет точную передачу партнеру. Игрок, поймавший мяч, по сигналу выполняет аналогичное задание. Способы передачи посто­янно меняются в зависимости от расстояния (4 мин).
  2. Построение в колонну по одному. На расстоянии 15 м нахо­дится игрок. Направляющий в колонне выполняет передачу игроку и бежит к нему навстречу. Игрок возвращает мяч направляющему, который убегает в конец колонны. Потом следующий из колонны выбегает и т. д. Способы передачи в зависимости от ситуации меня­ются (4 мин).
  3. Построения в кругах по 5-7 человек, у всех в руках мячи. В цент­ре круга один игрок. По сигналу игроки с мячами по очереди броса­ют в центр круга мячи. Игрок, стоящий в центре круга, поворачива­ется к бросающему мяч и старается поймать его любым способом (двумя руками или одной) (4 мин).

Заключительная часть — 5 мин.

Упражнение на внимание. Подведение итогов.

 

По своему характеру, средствам, методам и организации занятий тренировки на этом этапе характеризуются изучением базовых струк­тур в системе подготовки юного спортсмена.

Обучающая направленность программы исходит из необходимо­сти уже на этом этапе в возрастных группах добиться прочного овла­дения занимающимися основами техники и тактики игры, достаточ­но высокого уровня развития физических качеств и способностей, что позволит в дальнейшем в специализированной подготовке достичь высокого уровня индивидуального мастерства и успешно реализовать его в соревнованиях.

В связи с этим, основной показатель работы спортивных школ -выполнение в конце каждого года программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количе­ственно-качественных показателях технической, тактической, фи­зической, интегральной, теоретической подготовленности, физи­ческого развития.

Построение микроциклов

Микроциклы — ряд тренировочных занятий, составляющих отно­сительно законченный повторяющийся фрагмент тренировочного процесса. Минимальное число тренировочных занятий в микроцикле — два. Микроциклы составляют основную структурную единицу учеб­но-тренировочного процесса.

На данном этапе преимущественно используют семидневные цик­лы с построением (2:1)+(2:2) — два тренировочных дня и день отдыха, потом два тренировочных дня и два дня отдыха; (2:1)+(1:1)+(1:1); (2:1)+(3:1) и 6:1.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

Тщательное программирование процесса многолетней подготов­ки дает необходимый эффект только при наличии столь же тщатель­ной системы контроля за ходом подготовки.

После окончания этапа начальной подготовки делаются заключе­ния относительно перспективности в русской лапте занимающихся, прошедших начальный курс, их возможностей с точки зрения овладе­ния в совершенстве техникой и тактикой игры в русскую лапту на последующем этапе.

После окончания учебно-тренировочного этапа на основании ре­зультатов выпускных требований судят о потенциальных возможнос­тях занимающихся в овладении высоким уровнем спортивного мастер­ства в русской лапте и соответствии уровней их подготовленности требованиям этапа спортивного совершенствования.

По окончании этапа спортивного совершенствования игрок в лапту должен отвечать требованиям, предъявляемым к спортсменам в ко­мандах высших разрядов.

По окончании каждого года обучения в пределах каждого этапа (категории учебных групп) нормативы такие, чтобы по их выполне­нию можно было судить о возможности каждого занимающегося освоить программный материал последующего года обучения.

Приемные требования на учебно-тренировочном этапе выше вы­пускных требований, чем на этапе начальной подготовки, а прием­ные требования на этапе спортивного совершенствования выше вы­пускных требований учебно-тренировочного этапа.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Русская лапта: Примерная программа спортивной подго­товки для детско-юношеских спортивных школ, специализи­рованных детско-юношеских школ олимпийского резерва (эта­пы спортивного совершенствования), школ высшего спортив­ного мастерства. — М.: Советский спорт, 2004. — 80 с.
  1. Валиахметов Р.М., «Лапта. Учебное пособие». Уфа, БГПИ, 1997.
  1. Валиахметов Р.М., Костарев А.Ю., Гусев Л.Г., «Лапта. Учебное пособие». Сибайский институт БГУ, 1999.
  1. Костарев А.Ю., Гусев Л.Г., Щемелинин В.И., «Лапта. Техническая и тактическая подготовка игроков». Уфа, 1996.

Учебный план

для поддержания не­обходимой работоспособности и сохранения здоровья юных игроков.

Задачи спортивно-оздоровительного этапа.

  1. Привлечение максимально возможного количества детей и подростков к систематическим занятиям.
  2. Утверждение здорового образа жизни.
  3. Всестороннее гармоническое развитие физических способнос­тей, укрепление здоровья, закаливание организма.
  4. Овладение основами русской лапты.

 

  • Начальная специализация. Определение игрового амплуа.
  1. Овладение основами тактики командных действий.
  2. Воспитание навыков соревновательной деятельности по русской лапте.

 

Примерный учебный план учебно-тренировочных занятий.

 

 

виды подготовки

спортивно-оздорови-тельный

 

весь период обучения
Теоретическая 10
Общая физическая 50
Специальная физическая 30
Техническая 50
Тактическая 40
Игровая 60
Контрольные и календарные игры 10
Восстановительные мероприятия 6
Инструкторская и судейская практика
Контрольные испытания 6
Всего часов 252