СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка
- Актуальность программы
- Цель и задачи программы
- Возраст детей для зачисления на обучение, минимальное количество детей в группах
- Формы организации занятий
- Ожидаемые результаты
- Учебный план
- Методическая часть
- Теоретическая подготовка
- Общая физическая подготовка и специальная физическая подготовка
- Техническая подготовка
- Тактическая подготовка
- Требования техники безопасности
- Инструкторская и судейская практика
- Восстановительные мероприятия
- Участие в соревнованиях
- Воспитательная работа
- Условия реализации программы
- Система контроля
- Контрольно-переводные нормативы по физической и технической подготовке (на конец учебного года)
- Содержание и методика контрольных испытаний
- Список литературы
- Для педагога
- Для обучающихся
- Годовой план-график учебно-спортивной работы
- Календарный учебный график
- Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа по волейболу разработана на основании:
— Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— Федерального закона от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
— Приказа Министерства спорта Российской Федерации от 27.12.2013 г. № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»;
— Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
— Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
— Устава МКУ ДО «Тегульдетская ДЮСШ».
Направленность дополнительной образовательной программы — физкультурно-спортивная.
Актуальность программы обусловлена положительным оздоровительным эффектом, компенсацией недостаточной двигательной активности современных детей и подростков, формированием и совершенствованием двигательных умений и навыков наряду с оптимизацией развития физических качеств, совершенствованием функциональных возможностей организма и повышением работоспособности.
Волейбол – спортивная игра, которая пользуется большой популярностью во всем мире, особенно среди молодежи. Занятия волейболом способствуют развитию многих физических способностей: силы рук и плечевого пояса, прыгучести, быстроты реакции, координации движений в пространстве и во времени. Волейбол считается одним из самых доступных видов спорта, в нем могут проявить себя игроки с различными физическими данными, как невысокого роста, так и высокого. Занятия с мячом улучшают реакцию ребенка, формируя и укрепляя ее, кроме того, в процессе игры тренируются сразу нескольких групп мышц, а также общая выносливость организма, что очень важно для детского организма. К тому же, волейбол – это командная игра. Поэтому, играя, ребенок становится ближе к коллективу, налаживая товарищеские отношения и улучшая свои навыки общения. Также детский спорт развивает дух соперничества между игроками разных команд. С самого детства ребенок будет стремиться к высотам, развивая упорство и силу воли, которые потом обязательно пригодятся ему в будущем. Волейбол один из самых доступных видов спорта, в нем могут проявить себя игроки с различными физическими данными. Это особенно актуально для нашего сельского муниципального района. Следует особо выделить, что наш сельский район расположен вдали от областного центра. Тренер-преподаватель вынужден работать на базе одной общеобразовательной школы, что затрудняет просмотр и отбор талантливых детей и подростков в учебные группы МКУ ДО «Тегульдетская ДЮСШ».
Программа направлена на:
-удовлетворение индивидуальных потребностей в занятиях физической культурой и спортом;
-формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья;
-выявление, развитие и поддержку талантливых детей, проявивших выдающиеся способности;
-профессиональную ориентацию;
-социализацию и адаптацию к жизни в обществе;
-формирование общей культуры;
-профилактику асоциального поведения.
Цель программы: обеспечение разностороннего физического развития и укрепление здоровья учащихся посредством игры в волейбол. Воспитание гармоничной, социально активной личности.
Основными задачами работы в группах начальной подготовки являются:
популяризация волейбола и привлечение максимального количества детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
укрепление здоровья обучающихся, утверждение здорового образа жизни;
всестороннее развитие физических способностей обучающихся;
воспитание личностных качеств юных спортсменов;
овладение основами выбранного вида спорта – волейбол.
Возраст детей для зачисления на обучение, минимальное количество детей в группах
Дополнительная образовательная программа по волейболу разработана для этапа начальной подготовки для детей в возрасте от 9 до 18 лет. Срок её реализации – 3 года.
На начальном этапе подготовки осуществляется физкультурно-оздоровительная работа, направленная на всестороннюю физическую подготовку и знакомство обучающихся с основами выбранного вида спорта.
Тренировочные занятия данных групп МКУ ДО «Тегульдетская ДЮСШ» по волейболу проводятся на базе МКОУ «Тегульдетская СОШ».
Группа комплектуется из всех желающих заниматься этим видом спорта, имеющих разрешение врача и согласие родителей. Разброс в возрасте обучающихся в НСП объясняется тем, что набор производится на базе только одной сельской образовательной школы; просмотреть детей в других образовательных учреждениях и пригласить их заниматься – такой возможности у тренера-преподавателя нет в связи с большой удаленностью образовательных учреждений друг от друга.
Минимальная наполняемость учебной группы начальной подготовки – 15 человек.
Продолжительность тренировочных занятий в течение учебного года следующая:
при нагрузке 9 часов занятия проводятся 4 раза в неделю по 2 часа.,1 раз в неделю -1час
Формы организации занятий:
Основными формами тренировочного процесса являются:
— групповые тренировочные занятия;
— групповые теоретические занятия;
— восстановительные мероприятия;
— участие в матчевых встречах;
— участие в соревнованиях;
— зачеты, тестирования.
Ожидаемые результаты
На конец учебного года основными показателями выполнения требований программы на начальном этапе являются:
- стабильность состава обучающихся, посещаемость ими тренировочных занятий;
- стабильное развитие общей физической подготовки обучающихся;
- уровень освоения основ техники волейбола;
- уровень освоения основ знаний в области гигиены и первой медицинской помощи, а также овладения теоретическими основами физической культуры и навыков самоконтроля.
Тренер должен регулярно следить за успеваемостью своих воспитанников в общеобразовательной школе, поддерживать контакт с родителями, учителями-предметниками и классными руководителями.
- Учебный план
С учетом изложенных выше задач представлен примерный учебный план с расчетом на 42 недели занятий непосредственно в условиях Учреждения.
На время командировок и болезни тренера-преподавателя предусматривается самостоятельная работа. На самостоятельное обучение предпочтительнее выносить такие предметные области, как теория и методика физической культуры и спорта, физическая подготовка. Тренер-преподаватель осуществляет контроль за самостоятельной работой обучающихся на основании ведения дневника самоконтроля, аудио- и видеоматериалов и другими способами (выполнение индивидуального задания, посещение спортивных мероприятий и другие формы).
Расписание занятий должно составляться с учетом создания благоприятных условий и режима тренировок, отдыха занимающихся графика обучения их в общеобразовательных и других учреждениях, характера и графика трудовой деятельности.
Учебный план тренировочных занятий
для начальной спортивной группы по волейбол
(нагрузка 9 часов в неделю)
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/
контроля |
||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Теоретическая подготовка | 16 | 16 | 0 | Зачёт |
2. | Общая физическая подготовка | 150 | 0 | 150 | Зачёт |
3. | Специальная физическая подготовка | 114 | 0 | 114 | Зачёт |
4. | Технико-тактическая подготовка | 86 | 0 | 86 | Зачёт |
5. | Восстановительные мероприятия | 6 | 0 | 6 | Зачёт |
6. | Инструкторская и судейская практика | В процессе тренировки | Зачёт | ||
8. | Контрольные нормативы | 6 | 0 | 6 | Сдача контрольных нормативов |
9. | Участие в соревнованиях | (согласно календарному плану) | Участие в соревнованиях | ||
Всего часов: |
378 |
16 | 362 |
- Методическая часть
- Теоретическая подготовка
- Физическая культура и спорт в России
Значение двигательной активности в укреплении здоровья, физического развития и подготовленности, в воспитании людей. Характеристика физкультурно-оздоровительных занятий оздоровительной и спортивной направленности.
- Сведения о строении и функциях организма
Костная и мышечная системы. Сердечно – сосудистая и дыхательная системы. Нервная системы. Органы пищеварения и выделения. Взаимодействие органов и систем.
- Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль
Личная гигиена, гигиенические требования к спортивной одежде и обуви, местам занятий и оборудованию. Временные ограничения и противопоказания занятиям видами спорта, предупреждение травм при физкультурно-спортивных занятиях, доврачебная помощь пострадавшим.
Использование естественных сил природы в целях закаливания организма. Врачебный контроль и самоконтроль. Режим дня и питания. Гигиена тренировочного процесса.
- Правила игры в волейбол
Состав команды. Расстановка и переход игроков. Начало игры и подача. Перемена подачи. Выход мяча из игры. Счет и результат игры. Права и обязанности игроков. Упрощенные правила игры. Судейская терминология.
1.5 Основы техники и тактики избранного вида спорта
Понятие о спортивной технике, о тактике. Взаимосвязь техники и тактики.
- Общая физическая подготовка (ОФП)
- Гимнастические упражнения: для мышц рук и плечевого пояса, для мышц туловища и шеи, для мышц ног и таза.
- Упражнения без предметов и с предметами (набивные мячи, гимнастические палки, гантели, скакалки).
- Упражнения на гимнастических снарядах.
- Легкоатлетические упражнения: бег, прыжки, метания.
- Спортивные и подвижные игры. Баскетбол, футбол, русская лапта. Основные приемы техники игры в нападении и защите. Индивидуальные тактические действия и простейшие взаимодействия игроков в защите и нападении. Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий.
III. Специальная физическая подготовка (СФП)
3.1. Бег с остановками и изменением направления.
- Бег с выполнением заданий по сигналу. Упражнения для развития качеств необходимых при выполнении подач.
- Подвижные игры, эстафеты. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приема и передачи мяча.
- Упражнения для развития прыгучести.
- Упражнения с отягощениями. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов.
- Многократные броски набивного мяча. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приема и передачи мяча.
- Подвижные игры, эстафеты. Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании.
- Прыжки на одной и на обеих ногах. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач.
- Варианты «челночного» бега. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов.
- Многократные прыжки, разнообразные подскоки. Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании.
- Упражнения с отягощениями. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приема и передачи мяча.
- Многократные броски набивного мяча. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач.
- Техническая подготовка
- Стойки в сочетании с перемещениями.
- Передачи мяча сверху и снизу в парах.
- Приём мяча сверху через сетку.
- Нижняя прямая подача.
- Сочетание способов перемещений (лицом, боком, спиной).
- Передачи мяча в сочетании с перемещениями.
- Приём мяча, направленного ударом (в парах).
- Нижняя прямая подача. Верхняя подача в стену.
- Двойной шаг, скачок, остановка прыжком.
- Встречная передача вдоль сетки и через сетку.
- Приём сверху нижней прямой подачи.
- Верхняя прямая подача через сетку.
- Сочетание перемещений и технических приёмов в защите.
- Передача мяча сверху, стоя спиной к партнёру.
- Чередование приемов мяча сверху и снизу.
- Подача в заданную часть площадки.
- Сочетание перемещений и технических приемов в защите.
- Передача мяча со сменой мест.
- Прием снизу верхней прямой подачи.
- Соревнования на точность выполнения подачи.
- Передача мяча в тройках, стоя на одном месте.
- Прием мяча снизу через сетку.
- Соревнования на количество подач без промаха.
- Прямой нападающий удар по закрепленному мячу.
- Техника блокирования
- Прием снизу мяча, направленного ударом.
- Передачи мяча в тройках (зоны 2-3-4).
- Нападающий удар по закрепленному мячу.
- Одиночное блокирование.
- Передачи мяча в тройках (зоны 4-5-6 и 1-2-6).
- Совершенствование техники стоек и перемещений.
- Нападающий удар по мячу, подброшенному партнером.
- Одиночное и групповое блокирование.
- Передача мяча над собой.
- Нападающий удар по мячу, подброшенному партнером.
- Многократные чередования приемов мяча сверху и снизу.
- Совершенствование техники стоек и перемещений.
- Многократные передачи мяча над собой в движении.
- Нападающий удар после передачи из зоны 3.
- Совершенствование техники передачи мяча.
- Многократные чередования приемов и передач сверху и снизу.
- Совершенствование техники приемов мяча.
- Совершенствование техники выполнения подачи.
- Одиночное блокирование.
- Нападающий удар после передачи из зоны 4 (2).
- V. Тактическая подготовка
5.1. Индивидуальные действия в нападении: выбор места для выполнения второй передачи у сетки.
- Вторая передача из зоны 3 (лицом к игроку)
- Подача на точность в зоне – по заданию
- Индивидуальные действия в защите: выбор места при приеме подачи, выбор способа приема – сверху или снизу.
- Групповые действия в нападении: взаимодействие игроков зон 4 и 2 с игроком зоны 3
- Групповые действия в защите: взаимодействие игроков зон 1,5 и 6 на приеме подачи, взаимодействие игроков зон 4,2 и 6.
- Командные действия в нападении: система игры со второй передачи игроком первой линии (прием, передача в зону 3 (2), передача в зону 4 (2))
- Командные действия в защите: расположение игроков на приеме подачи, при системе игры «углом вперед».
- VI. Инструкторская и судейская практика
В течение всего периода обучения тренер должен готовить себе помощников, привлекая обучающихся к организации учебно-тренировочных занятий и проведению внутришкольных соревнований. Все обучающиеся должны освоить некоторые навыки учебной работы и навыки судейства соревнований.
- Освоение терминологии, принятой в волейболе.
- Регламент проведения игры по волейболу.
- Овладение командным языком, умение отдать рапорт.
- В качестве дежурного подготовка мест для занятий, спортивного инвентаря и оборудования.
- Провести разминку в группе.
- Жесты судьи по волейболу.
- Судейство учебной игры в своей группе (по упрощенным правилам).
- Восстановительные средства и мероприятия
Средства восстановления подразделяются на:
Педагогические. Построение отдельного тренировочного занятия с использованием вспомогательных средств для снятия утомления: полноценная индивидуальная разминка; проведение заключительной части занятия; правильный подбор снарядов (упражнений) и места тренировки; введение специальных упражнений для активного отдыха и расслабления; создание положительного эмоционального фона для проведения занятия и т.п.
Гигиенические. К гигиеническим средствам следует отнести: душ, водные процедуры закаливающего характера, прогулки на свежем воздухе, соблюдение режима дня и питания.
Медико-биологические средства. Рациональное питание. Объем и направленность тренировочных и соревновательных нагрузок обусловливают потребность организма в пищевых веществах и энергии. Энергетическими субстратами служат углеводы, свободные жирные кислоты и кетоновые тела, причем с увеличением длительности нагрузки мобилизация жирных кислот возрастает. Поэтому рацион должен быть высококалорийным. Подбор пищевых продуктов на отдельные приемы пищи зависит от того, когда она принимается (до или после физической нагрузки). При этом следует ориентироваться на время задержки пищевых продуктов в желудке.
Психологические средства восстановления. Эти средства условно подразделяются на психолого-педагогические (оптимальный моральный климат в группе, положительные эмоции, комфортные условия быта, интересный, разнообразный отдых и др.) и психологические (регуляция и саморегуляция психических состояний путем удлинения сна).
VIII. Участие в соревнованиях
- Муниципальные соревнования по волейболу среди ОО Тегульдетского района.
- Воспитательная работа
Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности.
Воспитательные задачи связаны с ориентацией обучающихся на критерии добра и зла, постановка их в ситуации нравственного выбора и конкретизация нравственных норм в реальной жизни. Тренер-преподаватель решает поставленные задачи в соответствии со спецификой возраста обучающихся и взаимоотношений внутри учебной группы (команды), учитывая при этом индивидуальные особенности каждого обучающегося. Основным в воспитательной работе является содействие саморазвитию личности, реализации её творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий обучающихся по решению собственных проблем.
Функции тренера-преподавателя при построении воспитательной работы в коллективе:
— организация разнообразной деятельности в группе;
— забота о развитии каждого обучающегося;
— помощь в решении возникающих проблем.
Основой формирования коллектива является цель, достижению которой подчинена деятельность его членов. Намеченная цель должна показывать коллективу возможности развития и перспективы. В спорте такой перспективой будет победа в матче, турнире, первенстве. Достижение одной цели должно сопровождаться постановкой другой, более сложной. Только в этом случае возможно поступательное развитие коллектива.
Воспитательная работа осуществляется как в процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований, так и во внеурочное время в форме бесед, лекций, экскурсий, участия в различных праздниках, физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях. В течение всего года ведется работа по формированию сознательного и добросовестного отношения к учебно-тренировочным занятиям, привитию организованности, трудолюбия и дисциплины.
Содержание сотрудничества тренера — преподавателя с родителями включает три основных направления:
- психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские университеты, индивидуальные и тематические консультации);
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (дни творчества детей и их родителей, открытые уроки, укрепление материально-технической базы ДЮСШ, шефская помощь, совместные мероприятия детей и родителей);
- участие семей обучающихся в управлении учебно-воспитательным процессом в ДЮСШ (участие родителей в работе попечительского совета школы, участие в работе общественного совета содействия семье и школе).
В работе с юными спортсменами применяется широкий круг средств и методов воспитания.
Воспитательные средства:
- личный пример и педагогическое мастерство тренера;
- высокая организация учебно-тренировочного процесса;
- атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
- дружный коллектив;
- система морального стимулирования;
- наставничество опытных спортсменов
Воспитательная работа должна создавать условия для самосовершенствования и саморазвития, самоактуализации каждого обучающегося.
Особенно важное значение имеет самовоспитание волевых качеств личности, формирование спортивного характера.
- Условия реализации программы
Для реализации данной программы необходимы следующие средства и оборудование, инвентарь:
№ | Наименование оборудования | Количество |
1 | Спортивный зал | 1 |
2 | Раздевалка для спортсменов | 2 |
3 | Волейбольные стойки | 2 |
4 | Волейбольная сетка | 1 |
5 | Мячи баскетбольные | 10 |
6 | Мячи волейбольные | 15 |
7 | Мячи набивные | 5 |
8 | Эспандеры лыжные | 15 |
9 | Скакалки | 10 |
10 | Стадион | 1 |
Дидактические материалы:
- Тематическая литература.
- Система контроля
Контроль является одной из функций управления тренировочным процессом.
Объективная информация о состоянии обучающихся в ходе тренировочной и соревновательной деятельности позволяет тренеру анализировать получаемые данные и вносить соответствующие корректировки в процесс подготовки.
Виды контроля:
предварительный
текущий
итоговый
По окончании цикла подготовки обучающиеся должны выполнить нормативные требования физической подготовленности, а также принять участие в соревнованиях.
Контрольные нормативы по физической и технической
подготовке (на конец учебного года)
10-12 лет
№ | Контрольные нормативы | Уровень подготовленности | |||||
мальчики | девочки | ||||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | ||
1 | Бег 30 м (сек.) | 5,1 | 5,5 | 6,2 | 5,4 | 5,8 | 6,5 |
2. | Прыжок в длину с места (см.) | 175 | 160 | 150 | 165 | 145 | 140 |
3. | Поднимания туловища за 30 сек (кол. раз) | 32 | 23 | 12 | 29 | 20 | 10 |
4. | Бег 1000 м (мин.) | 3,45 | 4,20 | 5,30 | 4,10 | 4,50 | 6,00 |
5. | Подтягивание на высокой перекладине (юноши); сгибание разгибание рук в упоре лёжа (девушки) | 7 | 4 | 3 | 14 | 8 | 7 |
13 лет
№ | Контрольные нормативы | Уровень подготовленности | |||||
мальчики | девочки | ||||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | ||
1 | Бег 30 м (сек.) | 5,0 | 5,4 | 5,9 | 5,3 | 5,7 | 6,3 |
2. | Прыжок в длину с места (см.) | 225 | 204 | 158 | 210 | 184 | 143 |
3. | Поднимания туловища за 30 сек (кол. раз) | 35 | 26 | 13 | 32 | 23 | 12 |
4. | Бег 1000 м (мин.) | 3,35 | 4,05 | 5,10 | 4,00 | 4,35 | 5,45 |
5. | Подтягивание на высокой перекладине (юноши); сгибание разгибание рук в упоре лёжа (девушки) | 13 | 8 | 1 | 30 | 21 | 11 |
14 лет
№ | Контрольные нормативы | Уровень подготовленности | |||||
мальчики | девочки | ||||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | ||
1 | Бег 30 м (сек.) | 4,8 | 5,2 | 5,7 | 5,1 | 5,5 | 6,1 |
2. | Прыжок в длину с места (см.) | 230 | 210 | 171 | 210 | 184 | 143 |
3. | Поднимания туловища за 30 сек (кол. раз) | 37 | 28 | 14 | 32 | 25 | 12 |
4. | Бег 1000 м (мин.) | 3,30 | 3,55 | 5,00 | 3,50 | 4,30 | 5,35 |
5. | Подтягивание на высокой перекладине (юноши); сгибание разгибание рук в упоре лёжа (девушки) | 14 | 9 | 3 | 31 | 22 | 12 |
15 лет
№ | Контрольные нормативы | Уровень подготовленности | |||||
мальчики | девочки | ||||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | ||
1 | Бег 30 м (сек.) | 4,7 | 5,1 | 5,6 | 5,0 | 5,4 | 6,0 |
2. | Прыжок в длину с места (см.) | 235 | 215 | 176 | 210 | 184 | 143 |
3. | Поднимания туловища за 30 сек (кол. раз) | 38 | 29 | 15 | 33 | 26 | 13 |
4. | Бег 1000 м (мин.) | 3,25 | 3,50 | 4,52 | 3,50 | 4,30 | 5,35 |
5. | Подтягивание на высокой перекладине (юноши); сгибание разгибание рук в упоре лёжа (девушки) | 15 | 10 | 4 | 31 | 22 | 12 |
16 лет
№ | Контрольные нормативы | Уровень подготовленности | |||||
мальчики | девочки | ||||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | ||
1 | Бег 30 м (сек.) | 4,6 | 5,0 | 5,5 | 4,9 | 5,3 | 5,9 |
2. | Прыжок в длину с места (см.) | 240 | 220 | 185 | 220 | 195 | 155 |
3. | Поднимания туловища за 30 сек (кол. раз) | 38 | 29 | 15 | 34 | 27 | 14 |
4. | Бег 1000 м (мин.) | 3,17 | 3,42 | 4,44 | 3,45 | 4,20 | 5,25 |
5. | Подтягивание на высокой перекладине (юноши); сгибание разгибание рук в упоре лёжа (девушки) | 16 | 11 | 5 | 34 | 23 | 13 |
17 лет
№ | Контрольные нормативы | Уровень подготовленности | |||||
мальчики | девочки | ||||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | ||
1 | Бег 30 м (сек.) | 4,5 | 4,9 | 5,4 | 4,8 | 5,2 | 5,8 |
2. | Прыжок в длину с места (см.) | 245 | 225 | 190 | 220 | 195 | 155 |
3. | Поднимания туловища за 30 сек (кол. раз) | 39 | 30 | 16 | 34 | 27 | 14 |
4. | Бег 1000 м (мин.) | 3,12 | 3,35 | 4,35 | 3,45 | 4,20 | 5,25 |
5. | Подтягивание на высокой перекладине (юноши); сгибание разгибание рук в упоре лёжа (девушки) | 17 | 12 | 6 | 32 | 23 | 13 |
- Список литературы
Для педагога:
- Железняк Ю.Д., Чачин А.В., Сыромятников Ю.П. Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализоранных детско-юношеских школ олимпий-ского резерва. – М.: Советский спорт, 2009 г.
- Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. – М.: Физиче-ская культура и спорт, 1980 г.
- Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: Учебное пособие. – М.: Физическая культура и спорт, 1987 г.
- Спортивные игры: Техника. Тактика. Методика обучения: учебник для студентов высших пед. учебных заведений / под редакцией Ю.Д.Железняка, Ю.М.Портнова. – М.: Академия, 2002 г.
- Жуков М.Н. Подвижные игры: учебник для пед. вузов. – М.: Академия, 2000 г.
- Никитушкин В.Г. Губа В.П. Методы отбора в игровые виды спорта – М.: ИКА, 1998 г.
Для обучающихся:
- Малов В.И. Сто великих олимпийских чемпионов. – М.: «Вече», 2007 г.
- Твой Олимпийский учебник. Издательство «Советский спорт» М. 2014.
- Кукленко Д.В., Хорошевский А.Ю. 100 знаменитых спортсменов, — Харьков: Фолио, 2005 г.